Обычный режим

Версия для слабовидящих

       
Схема проезда   Обратная связь   Контакты

Вы здесь

Лекция-портрет «Зимняя истина»12+

11.05.2017 - 18:00

Малый зал
Вход свободный

  11 мая в рамках Культурно-просветительского лектория «Арт-энциклопедия» состоится лекция-портрет «Зимняя истина», посвящённая 155-летию со дня рождения русского художника Михаила Нестерова.

Творчество великого художника вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России определяются во многом атмосферой купеческой патриархальной семьи, в которой он вырос.

Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Под их влиянием ранние картины Нестерова созданы в традициях передвижничества.

Основной жанр его первых полотен — бытовой, но молодой художник уделяет много внимания пейзажу, который вскоре станет одним из важнейших сюжетов его живописи. Позже в творчестве Михаила Нестерова появилась историческая тема, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» он получил звание свободного художника.

Первой работой, в которой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника, - смерти молодой жены. В полотне присутствует и так называемый «нестеровский пейзаж», где русская природа изображена без использования ярких оттенков, она лишена внешней эффектности и очень лирична.

Картина «Пустынник», один из шедевров мастера, была куплена Павлом Третьяковым еще до ее показа на XVII Передвижной выставке. Самобытность и мастерство, аскетизм и выразительность, гармония и сила соединились в этом произведении. После «Пустынника» о Михаиле Нестерове заговорили как об одном из самых значительных современных живописцев.

Его работа «Видение отроку Варфоломею» становится сенсацией Передвижной выставки 1890 года. Картина получила самые разные отзывы: передвижники упрекали ее в пренебрежении реализмом и излишнем мистицизме, сторонники модерна восхищались ее тонкостью и утонченностью. Сам Нестеров всегда считал «Видение» своей лучшей работой. Позднее живописец создал цикл картин, посвященных жизни Сергия Радонежского.

  В преклонном возрасте Михаил Нестеров любил говорить, что жить будет не он сам, а его картина. И если через десятки лет после его смерти она сможет что-то донести зрителям, значит, живы оба: и художник, и его работа.

Лектор: Л.П.Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент, историк искусств, культоролог.